четверг, 25 августа 2011 г.
Синдром Дженовезе
Психологический эксперимент, моделирующий ситуацию так наз. "эффекта наблюдателя" или "синдрома Дженовезе" на многолюдной улице в Нью-Йорке.
Сцена 1-я. Скромно одетый чувак (подставное лицо) в течение 20 минут изображает приступ боли и внятно просит о помощи. Все на него кладут.
Сцена 2-я. Другая актриса прикидывается потерявшей сознание. Через пять минут возле неё останавливается тьолка, но вскоре поворачивается, чтобы уйти. В это время к актрисе подходит актёр с явным намерением оказать помощь - и тьолка сразу присоединяется к нему.
Сцена 3-я. Следующий симулянт одет по дресс-коду "бизнес-мажор". Через несколько секунд он уже окружён заботой и предложениями о помощи.
В середине ролика тётка-психолог говорит, что в человеке параллельно действуют две модели поведения: “оказать помощь” и “делать, как все”. В стандартной ситуации модель “делать, как все” подавляет побуждение к оказанию помощи. Когда кто-то другой делает выбор в пользу оказания помощи, то шаблон “быть, как все” ломается, и “оказать помощь” одерживает верх.
В третьей сцене, в отличие от первых двух, “больной” принадлежит к элитной группе бизнес-мажоров, с устойчивым положительным образом, поддерживаемым СМИ. Поэтому конфликта между “оказать помощь” и “делать, как все” не возникает.
И ещё интересно, что оценка “свой-чужой” даётся не по этническому признаку. Во второй сцене возле белой актрисы первой останавливается темнокожая женщина, а бизнес-мажор для всех свой в доску: возле него сразу собирается мультикультурная публика.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий